Работы итальянских футуриcтов с переводом на русский язык.

Friday, August 21, 2009

Тактилизм

Филиппо Томмазо Маринетти / Filippo Tommaso Marinetti

В январе 1921-го года в зале театра «Творчество» я представил парижской интеллектуальной общественности мои тактильные таблицы — первые произведения нового тактильного искусства, основанного на гармоничных сочетаниях осязательных ценностей. Со времен этой знаменитой лекции до сегодняшнего дня я сделал значительный шаг вперед в своих исследованиях.

Прежде чем я изложу их суть моим читателям, я думаю будет уместным рассказать им о происхождении моего изобретения.

Тактильная чувствительность уже долгое время существует в литературе и пластических искусствах. Мой большой друг Боччони, художник и скульптор-футурист, еще в 1911-м году поставил осязательные переживания во главе угла, создав пластический ансамбль «Слияние головы и окна» (Fusione di una testa e di una finestra) из материалов совершенно противоположных как по весу, так и по осязательным ценностям: железа, фарфора, глины и женских волос. Этот пластический комплекс, сказал он мне, создан таким, что его можно не только увидеть, но и коснуться. Однажды ночью, зимой 1917-го года я на руках и коленях полз к своей койке в укрытии нашей артиллерийской батареи. Как я ни старался, я все равно кололся о штыки, гремел котлами и бился о головы спящих солдат. Я лег, но не уснул, одержимый тактильными ощущениям, которые я почувствовал и различил. В ту ночь я впервые подумал об искусстве прикосновений.

Летом 1911-го года, в городе Антиньяно, где дорога имени Америго Веспуччи вьется вдоль побережья, я создал первую тактильную таблицу.

Ветер полоскал красные знамена над заводами, наполненными рабочими.

Я был обнаженным в шелковистой воде, раздираемой камнями, пенящимися ножницами, ножами и лезвиями, на покрывале из водорослей, пропитанных йодом. Я был обнаженным в море гибкой стали, которое дышало мужественным, плодородным дыханием. Я пил из чаши моря, до краев наполняясь гением. Длинными языками жгучего огня Солнце раскаляло мое тело и плавило лоб мой, чтобы он стал килем судна, несущегося под всеми парусами.

Крестьянская девушка, почувствовавшая запах соли и теплого камня, улыбнулась при виде моей первой тактильной таблицы. «Вам нравится делать кораблики!» И я ответил ей: «Да, то, что я делаю, перенесет дух человеческий к неизвестным берегам».

Тем не менее, трудности были огромными. Мне пришлось начать тренировать мои осязательные способности. При помощи одной лишь силы воли я фокусировал размышления и фантазию на разных частях моего тела. Я заметил, что тела, не страдающие болезнями, могут использовать такие тренировки для получения точных и неожиданных результатов.

С другой стороны, болезненная чувствительность, получившая свою возбудимость и мнимую самодостаточность в наследство от слабостей тела, делает достижение хороших осязательных способностей намного более трудным, бесцельным и ненадежным занятием.

Среди различных опытов, испытанных мною, я нахожу следующие три наиболее интересными:

1. носить перчатки несколько дней не снимая; в течение этого времени мозг от жажды различных осязательных ощущений будет провоцировать образование конденсата на ваших руках;
2. плавать в море под водой, пытаясь различить переплетающиеся течения и разные температуры при помощи осязания;
3. каждую ночь, в полной темноте, распознавать и перечислять все объекты вашей спальни.

Таким образом, я создал первую обучающую шкалу прикосновений, которая одновременно является тактильной гаммой для Тактилизма, или Искусства Прикосновения.

Первая шкала, плоская, с четырьмя категориями различных прикосновений — Первая категория: неопределенное, абстрактное, холодное прикосновение. Шкурка. Наждачная бумага.

Вторая категория: бесцветное, убедительное, обдуманное прикосновение. Гладкий шелк. Переливчатый шелк.

Третья категория: захватывающее, теплое, ностальгическое. Бархат. Пиренейская шерсть. Просто шерсть. Шелково-шерстяной креп.

Четвертая категория: почти раздражающее, теплое, умышленное. Зернистый шелк. Складчатый шелк. Пористый материал.

Вторая шкала — Пятая категория: мягкое, теплое, человеческое. Выделанная кожа. Шкура лошади или собаки. Человеческие волосы и кожа. Марабу.

Шестая категория: теплое, чувственное, остроумное, нежное. В этой категории есть два ответвления. Шероховатое железо. Мягкие щетинки кисти. Губка. Проволочная щетина. Пушок животного или персика. Птичий пух.

После длительной концентрации внимания на ощущениях, испытанных моими руками при прикосновении к этим шкалам осязательных ценностей, я резко все отбросил. Быстро, в интуитивном порыве, я создал первую абстрактную суггестивную тактильную таблицу, назвав ее Судан-Париж. В части, относящейся к Судану, она содержит губчатый материал, наждачную бумагу, вату, свиную и проволочную щетины. (Неочищенные, грязные, грубые, резкие, горящие осязательные ценности, которые вызывают в голове у касающегося африканские видения.)

В морской части таблицы находятся разные сорта наждачной бумаги. (Скользкие, металлические, прохладные, упругие, морские осязательные ценности.)

В части, относящейся к Парижу, в таблице есть шелк, мокрый шелк, бархат, крупные и мелкие перья. (Мягкие, очень деликатные, теплые и прохладные одновременно, искусственные, цивилизованные.)

Это тактильное искусство, находясь все еще в зачаточном состоянии, уже явно отличается от пластических искусств. Оно не имеет ничего общего с живописью или скульптурой.

По мере возможности, при создании тактильных таблиц следует избегать разнообразия цветов, которые неминуемо влекут к пластическим представлениям. Художники и скульпторы, стремящиеся естественным образом подчинить тактильные ценности визуальным, будут испытывать трудности при создании тактильных таблиц. Тактилизм мне представляется особенно полезным для молодых поэтов, пианистов, стенографистов, для любого эротического, изысканного и сильного темперамента.

Тактилизм, с другой стороны, должен избегать не только сотрудничества с пластическими искуствами, но и болезненной эротомании. Попросту говоря, его целью должно быть достижение осязательной гармонии и, косвенно, совершенствование духовного общения между людьми посредством эпидермиса.

Выделение всего лишь пяти чувств очень условно. Сегодня любой может открыть и зарегистрировать множество других чувств.

И Тактилизм только способствует этим открытиям.

К ОТКРЫТИЮ НОВЫХ ЧУВСТВ

Представьте, что Солнце оставило орбиту и забыло о Земле! Тьма. Люди бродят без цели. Ужас. Затем рождается нечеткое чувство безопасности и начинается адаптация. Меры по защите кожи. Жизнь на руках и коленях. Оставив попытки создать источники нового искусственного освещения, люди приспосабливаются ко мраку. Они восхищаются животными, которые видят во тьме. Зрачки расширяются, что позволяет человеку различать тончайшие проблески света среди теней. Внимание накапливается в зрительном нерве.

Зрительные образы рождаются на кончиках пальцев.

Развивается рентгеновское зрение, и некоторые люди уже видят свои внутренности. Остальные только начинают изучать внутреннее устройство людей вокруг. Они все осознают, что зрение, обоняние, слух, осязание и вкус являются разновидностями одного большого чувства: осязания, по-разному разделенного и расположенного в разных местах.

Другие части тела также обретают чувствительность. Например: мы видим подложечкой. Видим коленями. Видим локтями. Все тело с трепетом переживает различия в скорости, которые отличают свет от звука.

Я убежден, что Тактилизм будет очень полезен с практической точки зрения, подготавливая хороших хирургов со зрячими руками и предлагая новые способы для обучения инвалидов.

Футурист Балла заявляет, что Тактилизм позволит каждому переживать ощущения своей прошедшей жизни, настолько свежие и изумительные, какими переживания от музыки и живописи никогда не станут.

Именно так. Но я иду дальше.

Мы знаем о гипотезе материальной сущности. Эта предварительная гипотеза рассматривает материю как гармонию электронных систем, и руководствуясь этой гипотезой мы пришли к отрицанию различий между материей и духом.

Когда мы ощущаем кусок железа, мы говорим: это железо, мы удовлетворяем себя словом и не более того. Между железом и рукой происходит конфликт подсознательных сил, мыслей и ощущений. И может быть, что на кончиках пальцев и в куске железа соображения больше, чем даже в самом мозгу, который так гордится собой, наблюдая за этим явлением.

Тактилизмом мы предлагаем проникать глубже в истинную суть материи, оставив научный подход в стороне.

1924

Источники:
1. Manifesto: A Century of Isms

No comments:

Post a Comment

Участники